Блог

Записки Доктора Клоуна: почему серьезные люди выглядят глупо, а самые умные — это дураки

Как вы уже могли узнать из предыдущей записи, веселые доктора Игорь Наровский и Таня Батова отправились с рабочим, но очень творческим визитом в солнечный Израиль. Сегодня они продолжают свой рассказ.

На второй день нашего пребывания в Израиле нас пригласили в Dream Doctorsна ежегодное празднование еврейского Нового года — Рош ха-Шана. В этом году программа включала в себя мастер-класс «телесной перкуссии» с Хадассой Армоза и Гилом Шедми, а также презентацию двух книг Рены Барох «Дурак в израильской драме» и «Дурак в европейской драме» (The Fool in Israeli Drama и The Fool in European Drama — англ.).
В названиях обеих книг рядом со словом драма фигурирует имя дурак, и это не случайно. Я бы хотел задержаться на дураке, повалять дурака, остаться в дураках, если угодно. Понимание природы этого характера поможет нам раскрыть некоторые парадоксы Израиля.
Откуда в стране с такой поляризацией культур, время от времени разражающейся войной, столько уличных артистов и клоунов и столько счастливых людей? В общем-то по той же причине, по какой после мрачного средневековья закономерно следует эпоха возрождения. Дурак — человек возрождения.
Обе книги Рены Барох написаны на иврите, презентация проходила на иврите, я, как вы понимаете, на иврите не говорю, но берусь рассказать вам о названиях этих книг, — и это абсолютно клоунская ситуация. Дурака не пугает незнание. Напротив, для него это естественная ситуация, он не знает ничего. Это повод фантазировать.

Foto: Dream Doctors

Дурак не рассуждает о жизни, он и есть сама жизнь. Рассуждать о жизни — значит, делать ее предметом изучения, значит, выносить ее за собственные пределы, отделяя ее от себя. А если отделить от себя жизнь — что в таком случае у тебя останется? Вот почему дурак бывает круглым… потому что он целостен.
 
Природа же страдания зачастую в слишком серьезном отношении к собственной персоне. А дурак учит смеяться над пафосом страдания.
Что, в сущности, может быть смешнее супер-серьезного отношения к себе и к собственной жизни маленьких, забытых богом существ, летящих на раскаленном шаре с огромной скоростью где-то на задворках галактики, которая, в свою очередь, летит в никуда с еще большей скоростью посреди темной холодной пустоты открытого космоса, в одной из бесконечного множества Вселенных? Эти беспомощные существа, ни на что, по существу, не влияющие, пытаются контролировать всех и все. Если бы какое-нибудь сверхсущество вдруг надело наушники и послушало наши разговоры, наши тайные помыслы и желания, если бы оно проследило всю нашу историю — оно бы смеялось над нами, для него это была бы комедия, божественная комедия. Драма — она только для нас.
Дурак счастлив и свободен, поскольку он мыслит в космическом масштабе, где кухонное сознание приобретает признаки абсурда. Дурак смешит, возвышая вас, обличая абсурд. Причем делает он это исключительно своим примером. Дурак никогда не морализирует. Собственно поэтому именно клоун и выбран персонажем для работы в больнице. Он способен быть счастливым в любых условиях, поскольку он свободен от условий и всяких условностей.
Два года назад я был в Санкт-Петербурге на церемонии посвящения в Академию дураков. Чтобы стать членом Акадуры (Академии дураков), нужно доказать, что ты дурак; один пишет диссертацию объемом в 400 страниц на тему «Теория непарного носка», другой — письмо президенту. Основал академию дураков Слава Полунин и первым ее членом стал Ролан Быков. Среди ее выпускников такие святые дураки как Жванецкий, мудрый БГ и анархист Джанго Эдвардс.

Foto: Dr.Klauns

Устав Академии дураков гласит:
  • Дурак должен быть;
  • Дурак должен быть должен;
  • Дурак не обязан быть круглым;
  • Дурак не обязан быть полным;
  • Дурак должен быть неисправим.
Но вернемся на землю обетованную. Возвращаясь в Тель-Авив из города Хадера (это север Израиля, и именно там находится больница Гиллель-Яффе, куда мы ездили смотреть, как работает Виталий Азарин), мы заговорили о разнице между клоуном и актером, и Виталий нашел чертовски удачную, на мой взгляд, метафору: «Клоун и актер, — сказал он, — отличаются как каскадер и гонщик. Задача гонщика — максимально хорошо войти в поворот. Задача же каскадера — сделать большее количество переворотов».
А теперь представьте, что вы оказались в компании пятидесяти таких каскадеров… такое чувство было у меня, когда мы вошли в зал с, по меньшей мере, пятьюдесятью клоунами из Dream Doctors. Это был обычный корпоратив клоунов, который по своей энергии был сравним с фестивалем Burning man.
После мастер-класса «телесной перкуссии» был фуршет с вином и закусками, веселые разговоры, новые знакомства. Со многими мы договорились поработать вместе как клоуны. Так что между репетициями мы будем ездить по стране и работать в больницах, Dr.Klauns и Dream Doctors.
И под занавес вечера, когда все уже прощались и расходились, случилось нечто прекрасное… К нам подошла шикарная огненноволосая Хагар Хофэш и исполнила acapella «Мне нравится, что вы больны не мной». Она пела цветаевские стихи с красивейшим акцентом и южной широкой счастливой улыбкой.
coloring.cool